В чем проявляются полезные взаимосвязи гриба и водоросли

Лекция 3. Симбиоз гриба и водоросли

Попытки разделить лишайник на гриб и водоросль делались давно, но чаще всего заканчивались неудачей: даже если соблюдались условия стерильности, не всегда была уверенность, что полученная культура — именно лишайниковый симбионт, а не внутренний паразит лишайника. Кроме того, опыты, обычно, не удавалось повторить, а ведь воспроизводимость — одно из главных требований, предъявляемых к эксперименту. Но вот в середине XX века была разработана стандартная методика и изолировано несколько десятков лишайниковых грибов (микобионтов) и лишайниковых водорослей (фотобионтов). Большая заслуга в этой работе принадлежит американскому ученому В. Ахмаджяну. Микобионт лишайника чаще всего получали так. Со слоевища срезают плодовые тела — апотеции, внутри которых располагаются споры, и прикрепляют их с помощью вазелина к верхней крышке чашки Петри. Когда апотеции подсыхают, споры из них выпадают на дно чашки, где разлит тонкий слой желатиноподобного вещества агара (обычно это происходит не позднее чем через сутки). Далее, во избежание загрязнения, крышку с апотециями заменяют чистой. Споры на агаре начинают прорастать не сразу: у одних лишайников через сутки, у других — только через пять недель. Для прорастания спор некоторых видов лишайников в таких условиях требуется добавка витамина B1 и других веществ. Проросшие споры помещают в пробирки с питательной средой. За несколько недель (а иногда и месяцев) микобионты становятся видны невооруженным глазом. Они имеют форму компактных плотных комочков и разнообразны по цвету и размеру. Под микроскопом видно, что они состоят из мицелия (сплетения грибных гиф) и не имеют клеточной дифференциации, которая свойственна лишайниковому слоевищу. В. Ахмаджян предположил, что большая плотность этих колоний связана с самопаразитизмом микобионта: он обнаружил проникновение одних гиф внутрь других и объяснил это явление «привычкой» гриба в симбиотическом состоянии иногда проникать внутрь клетки водоросли. Выделение изолированного фотобионта — также трудоемкий и продолжительный процесс, требующий большой аккуратности и сноровки. Из растертого в кашицу лишайникового таллома микропипеткой извлекают одну водорослевую клетку с прилипшим к ней кусочком гифы, чтобы была уверенность, что это именно лишайниковая, а не посторонняя водоросль. Клетку несколько раз промывают, перенося из одной капли стерильной воды в другую, а потом помещают в органическую питательную среду. Через две-шесть недель колония водорослей становится видимой. В лабораториях, в стерильных пробирках и колбах с питательной средой поселились изолированные симбионты лишайников. Имея в распоряжении чистые культуры лишайниковых партнеров, ученые решились на самый дерзкий шаг — синтез лишайника в лабораторных условиях. Первая удача на этом поприще принадлежит Е. Томасу, который в 1939 году в Швейцарии получил из мико- и фотобионтов лишайник кладония крыночковидная с хорошо различимыми плодовыми телами. В отличие от предыдущих исследователей, Томас выполнял синтез в стерильных условиях, что внушает доверие к полученному им результату. К сожалению, его попытки повторить синтез в 800 других опытах не удались. Любимый объект исследования В. Ахмаджяна, принесший ему всемирную славу в области лишайникового синтеза, — кладония гребешковая. Этот лишайник широко распространен в Северной Америке и получил простонародное название «британские солдаты»: его ярко-красные плодовые тела напоминают алые мундиры английских солдат времен войны североамериканских колоний за независимость. Небольшие комочки изолированного микобионта кладонии гребешковой смешивали с фотобионтом, извлеченным из того же лишайника. Смесь помещали на узкие слюдяные пластинки, пропитанные минеральным питательным раствором и закрепленные в закрытых колбах. Внутри колб поддерживали строго контролируемые условия влажности, температуры и освещенности. Важным условием эксперимента было минимальное количество питательных веществ в среде. Как же вели себя лишайниковые партнеры в непосредственной близости друг к другу? Клетки водоросли выделяли особое вещество, которое «приклеивало» к ним гифы гриба, и гифы сразу начинали активно оплетать зеленые клетки. Группы водорослевых клеток скреплялись ветвящимися гифами в первичные чешуйки. Следующим этапом было дальнейшее развитие утолщенных гиф поверх чешуек и выделение ими внеклеточного материала, а в результате — образование верхнего корового слоя. Еще позже дифференцировались водорослевый слой и сердцевина, совсем как в слоевище природного лишайника. Эти опыты были многократно воспроизведены в лаборатории Ахмаджяна и всякий раз приводили к появлению первичного лишайникового слоевища. Казалось бы, разгадана одна из главных загадок лишайника: как лишайник образуется из своих составных частей. Но из дальнейших опытов выяснилось, что все не так-то просто. Гриб, выделенный из кладонии гребешковой, помещали рядом с водорослями других лишайников. Среди них были зеленые и синезеленые фотобионты, изолированные из лишайников, а также свободноживущие водоросли, не встречающиеся в лишайниковом симбиозе. Выяснилось, что грибные гифы делают «первые шаги знакомства» одинаково, т.е. оплетают все водоросли и даже простые стеклянные шарики диаметром 10-15 мкм! Но следующие этапы «лихенизации» водорослей происходили уже по-разному, в зависимости от водорослевого партнера. Семнадцать водорослей, среди которых были и симбиотические и свободноживущие, оказались несовместимыми с микобионтом кладонии гребешковой. Гриб паразитировал на них, т.е. питался их телом, и клетки быстро разрушались. Синтез не получался. С водорослью же требуксия итальянская, изолированной из лишайника ксантория настенная, и со свободноживущей водорослью фридманния израильская микобионт образовал первичные чешуйки, т.е. остановился на первом этапе формирования слоевища. И, наконец, с четырьмя фотобионтами, выделенными из разных лишайников и принадлежащими к роду требуксия, гриб кладонии гребешковой образовал точно такое же слоевище, как со своим «родным» фотобионтом требуксия замечательная, с которым всегда сожительствует в природном лишайнике. Позже в той же лаборатории провели синтез другого лишайника, уснеи щетинистой, и отмечали такие же тенденции. Гифы микобионта с одинаковым успехом начинали оплетать не только клетки своей (симбиотической) водоросли, но и требуксии замечательной, характерной для других видов лишайников. Но если своя, родная водоросль выглядела между грибными нитями здоровой и зеленой и само слоевище уже через пять месяцев напоминало уснею, то чужеродные водоросли в окружении микобионта были бледными, желто-зелеными, да и слоевище не имело характерного для этого лишайника нитчатого строения. По-видимому, лишайниковый гриб на первых этапах лихенизации не очень разборчив в отношении водорослевого партнера. Судьба будущего симбиоза целиком зависит от водоросли: если она сможет противостоять агрессии гиф — возникнет лишайниковое слоевище, если же гриб будет паразитировать, то клетки водоросли разрушатся и симбиоз не состоится. Ясно, что решающее значение имеют генетические особенности партнеров. Недаром самый удачный синтез получился между микобионтом кладонии гребешковой и водорослями рода требуксия, именно того рода, к которому принадлежит фотобионт данного лишайника.

Опыты по искусственному синтезу лишайников дали В. Ахмаджяну основание назвать взаимоотношения симбионтов контролируемым паразитизмом. Действительно, гриб получал органические вещества от фотосинтезирующей зеленой водоросли, так как в условиях стерильного опыта другого их источника у него не было. Однако такое «нахлебничество» должно быть ограниченным: стоит грибу «усилить свой аппетит», начать питаться телом самой водоросли — и водоросль разрушится, а вместе с ней погибнет и весь симбиотический организм. В 40-е годы XX века немецкий ученый Ф. Тоблер обнаружил, что для прорастания спор ксантории настенной требуются добавки стимулирующих веществ: экстрактов из древесной коры, водорослей, плодов сливы, некоторых витаминов или других соединений. Было сделано предположение, что в природе прорастание некоторых грибов стимулируется веществами, поступающими из водоросли. Примечательно, что для возникновения симбиотических отношений оба партнера должны получать умеренное и даже скудное питание, ограниченные влажность и освещение. Оптимальные условия существования гриба и водоросли отнюдь не стимулируют их воссоединение. Более того, известны случаи, когда обильное питание (например, при искусственном удобрении) вило к быстрому росту водорослей в слоевище, нарушению связи между симбионтами и гибели лишайника. Если рассматривать срезы лишайникового слоевища под микроскопом, видно, что чаще всего водоросль просто соседствует с грибными гифами. Иногда гифы тесно прижимаются к водорослевым клеткам. Наконец, грибные гифы либо их ответвления могут более или менее глубоко проникать внутрь водоросли. Эти выросты называются гаусториями. Совместное существование накладывает отпечаток и на строение обоих лишайниковых симбионтов. Так, если свободноживущие синезеленые водоросли родов носток, сцитонема и других образуют длинные, иногда ветвящиеся нити, то у тех же водорослей в симбиозе нити либо скручены в плотные клубочки, либо укорочены до единичных клеток. Кроме того, у свободноживущих и лихенизированных синезеленых водорослей отмечают различия в размерах и расположении клеточных структур. Зеленые водоросли также изменяются в симбиотическом состоянии. Это, в первую очередь, касается их размножения. Многие из зеленых водорослей, живя «на свободе», размножаются подвижными тонкостенными клеточками — зооспорами. В слоевище зооспоры, обычно, не образуются. Вместо них появляются апланоспоры — относительно маленькие клетки с толстыми стенками, хорошо приспособленные к засушливым условиям. Из клеточных структур зеленых фотобионтов наибольшим изменениям подвергается оболочка. Она тоньше, чем у тех же водорослей «на воле», и имеет ряд биохимических различий. Очень часто внутри симбиотических клеток наблюдают жироподобные зернышки, которые после изъятия водоросли из слоевища исчезают. Говоря о причинах этих различий, можно предположить, что они связаны с каким-то химическим воздействием грибного соседа водоросли. Сам микобионт также испытывает воздействие водорослевого партнера. Плотные комочки изолированных микобионтов, состоящие из тесно переплетенных гиф, внешне совсем не похожи на лихенизированные грибы. Внутреннее строение гиф тоже различно. Клеточные стенки гиф в симбиотическом состоянии значительно тоньше. Итак, жизнь в симбиозе побуждает водоросль и гриб менять свой внешний облик и внутреннее строение. Что же получают сожители друг от друга, какую пользу извлекают из совместного существования? Водоросль снабжает гриб, своего соседа по лишайниковому симбиозу, углеводами, полученными в процессе фотосинтеза. Водоросль, синтезировав тот или иной углевод, быстро и почти целиком отдает его своему грибному «сожителю». Гриб получает от водоросли не только углеводы. Если синезеленый фотобионт фиксирует атмосферный азот, существует быстрый и устойчивый отток образовавшегося аммония к грибному соседу водоросли. Водоросль же, очевидно, просто получает возможность широко расселяться по Земле. По словам Д. Смита, «наиболее частая у лишайников водоросль, требуксия, очень редко живет вне лишайника. Внутри же лишайника она распространена, пожалуй, шире, чем любой род свободноживущих водорослей. Цена за занятие этой ниши — снабжение гриба-хозяина углеводами».

Читать еще:  Где растет лабазник вязолистный полезные свойства и противопоказания

Симбиоз грибов с растениями и другими организмами

Способность грибов вступать в тесный симбиоз с другими организмами поистине уникальна. Ярче всего проявляется симбиоз грибов с корнями деревьев и других растений, результатом которого является микориза (в переводе с греческого – «грибокорень»). К слову, по этому же принципу паразитируют на древесных корнях и орхидеи. Не менее интересен симбиоз грибов и с различными видами насекомых: муравьями-листорезами, термитами, жуками-короедами и пилильщиками, осами и мухами.Группа грибов-симбионтов возникла в результате паразитизма, только такие грибы не губят своего хозяина, а вступают с ним в своеобразное «сотрудничество». От этого содружества выигрывает и гриб, и растение-хозяин.Ниже описано, в чем проявляется симбиоз грибов, и с какими организмами эти плодовые тела «сотрудничают» чаще всего.

Симбиоз грибов с корнями высших растений

Фото симбиоза грибов с корнями

Ярким примером симбиоза грибов является микориза — содружество грибов и высших растений (различных деревьев). При таком «сотрудничестве» выигрывает и дерево, и гриб. Поселяясь на корнях дерева, гриб выполнят функцию всасывающих волосков корня, и помогает дереву усваивать питательные вещества из почвы. При таком симбиозе от дерева гриб получает готовые органические вещества (сахара), которые синтезируются в листьях растения при помощи хлорофилла.

Кроме того, при симбиозе грибов и растений грибница вырабатывает вещества типа антибиотиков, которые защищают дерево от различных болезнетворных бактерий и патогенных грибов, а также стимуляторы роста типа гиббереллина. Отмечено, что деревья, под которыми растут шляпочные грибы, практически, не болеют. Кроме того, дерево и гриб активно обмениваются витаминами (в основном, группы В и РР).

Многие шляпочные грибы образуют симбиоз с корнями различных видов растений. Причем установлено, что каждый вид дерева способен образовать микоризу не с одним видом гриба, а с десятками разных видов.

Лишайники: в чем проявляется симбиоз грибов и водорослей

На фото Лишайник

Другим примером симбиоза низших грибов с организмами других видов являются лишайники, которые представляют собой союз грибов (в основном аскомицетов) с микроскопическими водорослями. В чем же проявляется симбиоз грибов и водорослей, и как происходит такое «сотрудничество»?

До середины XIX века считалось, что лишайники являются отдельными организмами, но в 1867 году русские ученые-ботаники А. С. Фаминцын и О. В. Баранецкий установили, что лишайники — не отдельные организмы, а содружество грибов и водорослей. От этого союза выигрывают оба симбионта. Водоросли с помощью хлорофилла синтезируют органические вещества (сахара), которыми питается и грибница, а грибница снабжает водоросли водой и минеральными веществами, которые она высасывает из субстрата, а также защищает их от высыхания.

Благодаря симбиозу гриба и водоросли лишайники живут в таких местах, где не могут отдельно существовать ни грибы, ни водоросли. Они заселяют знойные пустыни, высокогорные районы и суровые северные регионы.

Лишайники являются еще более загадочными созданиями природы, чем грибы. В них меняются все функции, которые присущи отдельно живущим грибам и водорослям. Все процессы жизнедеятельности в них протекают очень медленно, они медленно растут (от 0,0004 до нескольких мм в год), и так же медленно старятся. Эти необычные создания отличаются очень большой продолжительностью жизни — ученые предполагают, это возраст одного из лишайников в Антарктиде превышает 10 тысяч лет, а возраст самых обычных лишайников, которые встречаются везде, не менее 50-100 лет.

Лишайники благодаря содружеству грибов и водорослей намного выносливее мхов. Они могут жить на таких субстратах, на которых не могут существовать ни один другой организм нашей планеты. Их находят на камне, металле, костях, стекле и многих других субстратах.

Лишайники до сих пор продолжают удивлять ученых. В них обнаружены вещества, которых больше нет в природе и которые стали известны людям только благодаря лишайникам (некоторые органические кислоты и спирты, углеводы, антибиотики и др.). В состав лишайников, образованных симбиозом грибов и водорослей, также входят дубильные вещества, пектины, аминокислоты, ферменты, витамины и многие другие соединения. Они накапливают различные металлы. Из более 300 соединений, содержащихся в лишайниках, не менее 80 из них нигде больше в живом мире Земли не встречаются. Каждый год ученые находят в них все новые вещества, не встречающиеся больше ни в каких других живых организмах. В настоящее время уже известно более 20 тысяч видов лишайников, и ежегодно ученые открывают еще по несколько десятков новых видов этих организмов.

Из этого примера видно, что симбиоз не всегда является простым сожительством, а иногда рождает новые свойства, которых не было ни у одного из симбионтов в отдельности.

В природе таких симбиозов великое множество. При таком содружестве выигрывают оба симбионта.

Установлено, что стремление к объединению больше всего развито у грибов.

Симбиоз грибов с насекомыми

Вступают грибы в симбиоз и с насекомыми. Интересным содружеством является связь некоторых видов плесневых грибов с муравьями-листорезами. Эти муравьи специально разводят грибы в своих жилищах. В отдельных камерах муравейника эти насекомые создают целые плантации этих грибов. Они специально готовят почву на этой плантации: заносят кусочки листьев, измельчают их, «удобряют» своими испражнениями и испражнениями гусениц, которых они специально содержат в соседних камерах муравейника, и только потом вносят в этот субстрат мельчайшие гифы грибов. Установлено, что муравьи разводят только грибы определенных родов и видов, которые нигде в природе, кроме муравейников, не встречаются (в основном, грибы родов фузариум и гипомицес), причем, каждый вид муравьев разводит определенные виды грибов.

Муравьи не только создают грибную плантацию, но и активно ухаживают за ней: удобряют, подрезают и пропалывают. Они обрезают появившиеся плодовые тела, не давая им развиться. Кроме того, муравьи откусывают концы грибных гиф, в результате чего на концах откусанных гиф скапливаются белки, образуются наплывы, напоминающие плодовые тела, которыми муравьи затем питаются и кормят своих деток. Кроме того, при подрезании гиф мицелий грибов начинает быстрее расти.

Читать еще:  Гречневая каша при беременности польза и вред

«Прополка» заключается в следующем: если на плантации появляются грибы других видов, муравьи их сразу удаляют.

Интересно, что при создании нового муравейника будущая матка после брачного полета перелетает на новое место, начинает копать ходы для жилища будущей своей семьи и в одной из камер создает грибную плантацию. Гифы грибов она берет из старого муравейника перед полетом, помещая их в специальную подротовую сумку.

Подобные плантации разводят и термиты. Кроме муравьев и термитов, «грибоводством» занимаются жуки-короеды, насекомые-сверлильщики, некоторые виды мух и ос, и даже комары.

Немецкий ученый Фриц Шаудин обнаружил интересный симбиоз наших обычных комаров-кровососов с дрожжевыми грибками актиномицетами, которые помогают им в процессе сосания крови.

Тестовые задания по биологии «Грибы, лишайники»

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Выберите правильный ответ.

1. Грибы изучает наука:

2. По каким из перечисленных признаков грибов сближает их I – с растениями, II – с животными:

A. Образование мочевины

Б. Неограниченный рост

Г. Наличие хитина в оболочке клеток

Д. Наличие гликогена

Е. Питание за счет всасывания

3. Грибы размножаются:

A. Вегетативно Б. Спорами В. Половым путем

4. У грибов споры развиваются в:

A. Гифах Б. Спорангиях B. Почках Г. Микоризе

6. Микориза – это:

A. Название гриба

B. Разновидность грибницы

7. Установите последовательность процессов при размножении гриба:

A. Прорастание споры

Б. Деление клеток

B. Созревание споры

Г. Образование плодового тела

Д. Образование гифов

Е. Образование грибницы

9. Выживание гриба в неблагоприятных условиях обеспечивается:

A. Запас питательных веществ откладывается в клетках утолщенных частей грибницы

Б. Образуется спора

B. Запасается большое количество воды

Г. Происходит замедление процессов обмена веществ

10. К классу базидиомицеты относятся:

Г. Картофельный гриб

11. Какой гриб поражает злаковые культуры и может вызвать отравление человека, попадая в муку?

12. Образует плесень на пищевых продуктах:

Вставьте пропущенное слово.

13. Грибница, расположенная в почве, называется . наружная часть грибницы – это .

14. Псевдомицелий образуется у . в результате .

15. Найдите ошибку в утверждении.

Клетка гриба имеет клеточную стенку, цитоплазму, ядро, митохондрии, хлоропласты, рибосомы, эндоплазматическую сеть, слабо развитый аппарат Гольджи, вакуоли.

16. Из предложенных терминов отразите схематично явление «симбиоз», стрелками покажите взаимосвязь:

III. Вода и минеральные вещества

IV. Органические вещества

V. Корни деревьев

Выберите верное утверждение.

1. Царство грибов включает не менее 100 тыс. видов.

2. Шляпочные грибы содержат пигмент.

3. Клети грибов содержат запасное вещество – гликоген.

4. Грибница, или мицелий, состоит из тонких ветвящихся нитей – гиф.

5. Одноклеточные грибы – дрожжи.

6. У большинства видов грибов мицелий разделен перегородками, в которых есть поры.

7. Гифы, объединяясь в пучки, образуют крупные тяжи, достигающие несколько метров в длину, которые выполняют проводящую функцию.

8. Клетки грибов не содержат мембранных органоидов.

9. Наследственный, или генетический аппарат клетки гриба находится в ядрах.

10. У одноклеточных грибов во время почкования образуется ложный мицелий.

11. Грибы размножаются спорами и вегетативно.

12. Споры грибов образуются в спорангиях, которые образуются на гифах.

13. Род Мукор относится к классу Хитридиомицетов.

14. Сыроежки относятся к классу Аскомицеты.

15. Дрожжи относятся к классу Несовершенные грибы.

16. Подосиновик и подберезовик относятся к классу Базидиомицетов.

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите определение.

А. Лишайник – это симбиотический организм, состоящий из гетеротрофного компонента – . и автотрофного компонента – .

Б. Тело лишайников называется .

2. Лишайники – индикаторы окружающей среды – они требовательны к . .

3. Лишайники размножаются . и .

4. Из перечня жизненных форм лишайников определить:

Б. Исландский мох

Е. Ксантория настенная

5. Из предложенных терминов составьте схему симбиоза лишайников, стрелками укажите взаимосвязь:

II. Минеральные вещества

III. Органические вещества

Выберите правильный ответ.

7. Наиболее сложно организованный тип слоевища у лишайников:

8. Лишайники – это организмы, питающиеся:

9. В теле лишайника водоросли находятся:

A. Вдоль нижнего коркового слоя

B. Между сердцевиной и нижним корковым слоем

Г. Между сердцевиной и верхним корковым слоем

10. Лишайники крепятся к грунту с помощью:

B. Ризоидов и гифов

Г. Специального клейкого вещества

11. Лишайники встречаются в:

A. Холодных областях Земли

Б. Умеренных широтах

Г. Все утверждения верны

Выберите верное утверждение.

1. Лишайники – это группа симбиотических организмов.

2. Два компонента лишайников: водоросль – гетеротрофный организм и гриб – автотрофный организм.

3. Для каждого вида лишайников характерны определенные гриб и водоросль.

4. Наиболее сложно устроены накипные лишайники.

5. Слоевище многих лишайников имеет нижний и верхний корковые слои из плотно сплетенных грибных нитей.

6. Сердцевину лишайников образуют грибные нити и водоросли.

7. Гриб обеспечивает водоросль водой и растворенными органическими веществами.

8. Для лишайника характерны новые биологические качества, не свойственные водорослям и грибам вне симбиоза.

9. Лишайники растут на почве, скальных выходах горных пород, деревьях и требовательны к чистому воздуху.

10. Лишайники устойчивы к низким температурам, отсутствия влаги и незначительным содержаниям углекислого газа в атмосфере.

11. Лишайники размножаются частями слоевища, т. е. вегетативно.

12. Лишайники могут размножаться спорами, которые образуются половым и бесполым путем.

13. Лишайники аккумулируют солнечную энергию, преобразуют органические вещества до неорганических, преобразуют горные породы в почву, пригодную для расселения растений.

план урока. Конспект урока по биологии в классе Тема Исполнитель

План – конспект урока по биологии в______ классе
Тема ___________________________

Студент ______________ ________________

подпись Ф. И. О.
Учитель ______________ ________________

подпись Ф. И. О.
Оценка __________________
”___“__________201___

Тема: Лишайники
Цель урока: сформировать представление о строении, особенностях жизнедеятельности и размножения лишайников; показать приспособленность лишайников к обитанию в различных условиях; раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека.

‒ сформировать представление о строении, особенностях жизнедеятельности и размножения лишайников;

‒ показать приспособленность лишайников к обитанию в различных условиях;

‒ раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека.

‒ способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

‒ развивать память, обогащать и усложнять словарный запас.

‒ воспитать у школьников любознательность;

‒ воспитать культуру общения и умения слушать товарища;

‒ способствовать эстетическому воспитанию учащихся через показ разнообразия и красоты лишайников.

1. Словесные: беседа, рассказ, объяснение.

2. Наглядные: фотографии различных лишайников в учебном пособии.

3. Практические: зарисовка строения слоевища лишайника, работа по составлению таблицы «Разнообразие лишайников».

Оборудование: учебное пособие, рабочая тетрадь, опорная схема, определения и таблица на доске.

Междисциплинарные связи: география (примеры различных лишайников), экология (экологическая роль лишайников).

Тип урока: комбинированный урок.
План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

6. Домашнее задание.

Ход урока
1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь! Дежурные, пожалуйста, подготовьте доску к уроку. Староста, скажите кто сегодня отсутствует.

Тема сегодняшнего урока “Лишайники”. Запись темы урока и даты на доске. Сегодня мы с вами должны познакомиться с характерными особенностями строения и размножения лишайников. Также мы с вами узнаем их экологическую роль и значение в природе и жизни человека.
2. Проверка домашнего задания.

Перед тем, как начать изучение новой темы, повторим пройденный материал. Я раздам вам тест по теме «Грибы». Он содержит вопросы о строении, размножении грибов, а также их роли в природе. На выполнение теста вам отводится 10-15 минут.
Контроль знаний по теме «Грибы»

А) корневые волоски

Б) ситовидные трубки

В) бесцветные нити, состоящее из многих клеток или содержащее множество ядер

2. Плодовое тело грибов образовано:

Б) ножки и шляпки

3. В плодовом теле шляпочного гриба:

А) созревают семена

Б) созревают споры

В) сливаются гаметы

Читать еще:  Ванна с содой и солью польза и вред

4. Способы размножения грибов:

А) бесполым: вегетативно с помощью мицелия; спорами; встречается половой процесс

Б) только половым способом

В) спорангиями, шляпкой

5. Какой из названных грибов относится к пластинчатым:

В) лисичка настоящая

6. Плесневый гриб, образующий белый налет на хлебе:

7. Взаимовыгодные отношения между растением и грибом ‒ это пример:

8. Этот гриб-паразит проникает в древесину и питается органическими веществами ее клеток:

А) головневый гриб

В) бледная поганка

9. Верны ли следующие утверждения?

А) дрожжи не имеют мицелий и представляют собой одиночные клетки

Б) заболевание стригущий лишай вызывают бактерии

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения

10. Опишите сходства и различия в строении и размножении шляпочных и плесневых грибов.
Вариант 2

1. Вегетативное тело гриба – это:

2. По способу питания грибы относят к:

3. Грибница образована:

4. Какими способами размножаются дрожжи:

А) почкованием; слиянием клеток

5. Нити грибницы и корни растения вместе образуют:

А) плодовое тело гриба

Б) спороносную ткань растения

6. Мицелий этого плесневого гриба состоит из разветвленных нитей, разделенных перегородками на клетки:

7. Эти грибы-паразиты вызывают заражение злаков:

А) мучнисторосяные грибы, дождевик

Б) головневые грибы, гриб спорынья

В) ржавичные грибы, трутовик

8. Для всех грибов сапротрофов характерно:

А) не содержат мицелий

Б) обитают на мертвых органических остатках

9. Верны ли следующие утверждения?

А) среди представителей царства грибов отсутствуют паразитические организмы

Б) плодовое тело шляпочного гриба образовано гифами

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения

10. Можно ли назвать взаимоотношения шляпочных грибов и деревьев паразитизмом? Объясните почему?
3. Актуализация знаний.

Какие существуют царства живой природы? В какие надцарства они объединены? Назовите признаки каждой из названных систематических групп.

Ученики отвечают. В результате на доске образуется схема.

Далее учитель предлагает посмотреть на рисунки стр. 72-73 параграфа 15. Задает вопрос:

К какому царству живой природы можно отнести эти живые организмы? Почему так считаете? (Чаще всего учащиеся предполагают, что перед ними растения, т. к. лишайники имеют зеленоватую окраску, ведут прикрепленный образ жизни).

Долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их ко мхам или к водорослям. Их даже называли «хаос природы» и «убогая нищета растительности». Как вы думаете, почему лишайники получили такие нелицеприятные названия? Ответы учащихся.

Учитель подчеркивает, что перед ними не растения, что лишайники более живучи, чем растения, их называют «первопроходцы жизни». Лишайники – это ни растения, ни грибы, поэтому их выделили в самостоятельную группу организмов.
4. Изучение нового материала.

Учитель предлагает ознакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения лишайников с помощью параграфа учебника.

Лишайники ‒ это симбиотические организмы. Тело лишайника называется слоевище или таллом. Слоевище может выглядеть корочкой или пластинкой, похожей на листок, кустиком или свисающими, словно длинная борода, космами.

Таллом образован двумя организмами – грибом (составляет микобионт) и водорослью (составляет фикобионт). Гриб и водоросли образуют единый симбиотический организм.

Учащиеся переписывают определения с доски в тетрадь:

Микобионт – гетеротрофный, грибной компонент таллома лишайника.

Фикобионт – автотрофный, водорослевый компонент таллома лишайника.

Тип питания лишайника: автотрофный.

Гриб прикрепляет лишайник к субстрату, обеспечивает водоросль водой и растворенными минеральными веществами, защищает ее от высыхания. Кора, которая покрывает слоевище сверху и снизу, состоит из плотно переплетенных грибных гиф. С помощью коры лишайники впитывают влагу. Водоросль снабжает гриб созданными ею в процессе фотосинтеза органическими веществами.

Предлагаю вам схематично изобразить в тетрадях строение слоевища лишайника.

Пока учащиеся зарисовывают строение таллома, учитель на доске рисует опорную схему:

Водоросль (фикобионт)
Комплексная природа лишайников позволяет им получать питание преимущественно из воздуха за счет атмосферных осадков, росы, туманов, частиц пыли, оседающих на слоевище.

Поэтому лишайники обладают уникальной способностью существовать в таких условиях, которые совершенно непригодны для жизни других организмов, ‒ на голых скалах и камнях, крышах домов, коре деревьев и даже на стекле. Они растут всюду: в суровой Антарктиде, на кручах Тибета, в полярной тундре и жарких пустынях Африки и Азии. Лишайники переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся горячих лучей солнца, «живой» пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажную среду ‒ оживают.

По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые.

Учащиеся заполняют таблицу при помощи параграфа. Учитель следит за эффективностью работы, помогает с заполнением таблицы.
Таблица – «Разнообразие лишайников»

Похожи на кору деревьев, в виде «корочки», «накипи».

Слоевище плотно срастается с субстратом и неотделимо от него

В форме пластинок, чешуек.

Крепятся к субстрату пучками гиф гриба

Прикреплены к субстрату лишь своим основанием

Лишайники размножаются бесполым путем — кусочками слоевища, или особыми шаровидными образованиями, в которых среди нитей гриба размещены клетки водорослей.

В сухую погоду хрупкие лишайники легко ломаются и разносятся водой, ветром, животными. В благоприятных условиях они прорастают в новые слоевища лишайников.

Беседа о значении лишайников. Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-5 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники — чистота воздуха.

Лишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт.

Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека:

‒ Являются кормом для одомашненных копытных на севере (северный олень).

‒ Некоторые виды используются в пищу человеком.

‒ Являются сырьем для химической промышленности (производство лакмуса).

‒ Служат для получения различных природных красителей.

‒ Используются в медицине.

‒ Используются в парфюмерной промышленности.

‒ Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия).

‒ Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноиндикация).
5. Закрепление изученного материала.

Учитель предлагает заполнить нарисованный заранее кроссворд на доске. Задается вопрос, ученик, который знает ответ, выходит к доске и заполняет графу под соответствующим номером.

  1. Часть тела лишайников, нити которой поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли (грибница).
  2. Название лишайников плотно срастающихся с субстратом и неотделимых от него (накипные).
  3. Тело лишайника (слоевище).
  4. Лишайник золотисто-желтого цвета, часто встречающийся в Беларуси на коре осин (ксантория).
  5. Совместное взаимовыгодное существование организмов, например гриба и водоросли (симбиоз).
  6. Часть тела лишайника, зеленые клетки которого выполняют функцию фотосинтеза и снабжают гриб органическими веществами (водоросль).
  7. Группа лишайников, имеющих вид чешуек или пластинок различной окраски (листоватые).
  8. Ветвистые лишайники, которые прикрепляются к почве или коре дерева лишь основаниями (кустистые).

6. Домашнее задание.

§15 читать, вопросы после параграфа. Повторить §12,13,14.
7. Рефлексия.

Учащиеся высказывают впечатления об уроке, отвечая на вопросы:

‒ Что нового вы узнали на уроке?

‒ Новая информация полезна для вас?

‒ Какой вывод для себя вы сделали после этого урока?

1. Лисов, Н. Д. Биология 7 класс. Минск: «Народная асвета» — 2017. стр. 70-74.

2. Тихомиров В.Н., Пилецкая Е.А, Поджарова Е.П., Слинка С.В. Учебно-методическое пособие: Биология в 7 классе. Минск: Адукацыя i выхаванне — 2013. стр. 76-79.

3. И. Яцына. Методическое пособие для учителя: Биология. План-конспект уроков. 7 класс. Минск: Аверсэв – 2018. стр. 63-65

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector