Какую работу выполняет учитель и чем она полезна?

Профессия учитель

Ум — это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь.
Плутарх

Приближается 1 сентября, и самое время поговорить о профессии учителя. В этой статье мы обсудим цели и ценности профессии, плюсы и минусы, где работать и где учиться. И каким должен быть современный учитель, если «дети уже не те»?

Описание профессии учителя

Можно сказать, что профессия учителя зародилась вместе с человечеством. С момента разделения труда, когда появились первые виды профессиональной деятельности, появилась и потребность передавать знания и навыки от одного поколения к другому. Охотник учил нового охотника, а повар — нового повара. С возникновением первых цивилизаций — в Египте, Междуречье, Индии, Китае — появилась потребность в грамотных людях, ведь товары и армию надо пересчитывать, а законы записывать и трактовать. В общем, без учителей и школ, которые воспитывают квалифицированные кадры, невозможно существование государства, поэтому профессия учителя одна из самых востребованных и такой останется.

К профессии учителя (и педагога в целом) во все времена относятся уважительно и с благодарностью. Учитель — это один из главных образцов, на которые ориентируется ребенок в период взросления. Поэтому, кроме вполне понятной задачи — научить, передать знания по предмету, в задачи учителя входит и передача ценностей, то есть, формирование разносторонне развитой и гармоничной личности. А это, знаете ли, уже серьезно и ответственно.

Плюсы и минусы профессии

Уже во время учебы в школе человек может оценить плюсы и минусы профессии.

+ Общение с людьми
+ Возможность научить человека хорошему и интересному, повлиять на его будущее, вырастить гения
+ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
+ Длинный отпуск
+ Благодарность выпускников

Бывают «трудные» и конфликтные дети
Бывают «трудные» родители
Не всегда достойная оплата труда
Большая ответственность за жизнь и здоровье детей
Много работы по составлению планов и отчетов
Давление руководства, родителей и самих учащихся

Минусов получилось больше, но педагогика по праву считается не профессией, а призванием. Поэтому для человека, осознанно выбирающего преподавание, плюсы обязательно перевесят минусы.

Какими качествами должен обладать учитель

Современный учитель вынужден конкурировать за внимание детей с многочисленными источниками информации. Телевидение, социальные сети, смартфоны и планшеты с играми — всё это мешает учащемуся осваивать школьные предметы. Что может противопоставить миру развлечений школьный учитель?

Какими качествами важно обладать педагогу:

Любить предмет и не останавливаться в собственном обучении (любознательность)
Слышать и уважать мнение ученика (эмоциональный интеллект)
Уметь справляться со стрессом (терпеливость и стрессоустойчивость)
Быть гибким и творчески походить к учебному процессу
Быть уверенным, организованным и дружелюбным
Уметь мотивировать
Опрятность во всем, в том числе внешнем виде

Где учиться на учителя

Важно, что преподавать в школах сегодня разрешено только тем, у кого есть педагогическое образование — направление подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» — или образование в области, связанной с преподаваемым предметом, то есть, в дипломе указано слово «преподаватель». Поэтому, если вы дизайнер и хотите преподавать в школе ИЗО, то вам потребуется пройти дополнительное обучение и получить сертификат при одном из вузов.

Образовательная траектория к профессии учителя может проходить через колледж или через вуз. А возможно, через колледж и потом вуз.

1. Колледж
Чтобы стать преподавателем в начальных классах (специальность 44.02.02), достаточно среднего профессионального образования. В каждом среднем и крупном городе России есть педагогические колледжи, где можно получить образование преподавателя начальных классов.
Например, в Москве это:
• Педагогический колледж №10
• ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 «Арбат»
• Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
• Педагогический колледж «Медведково»
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака

2. Педагогический вуз
В вузах готовят преподавателей как начальных, так и старших классов. В вузе можно выбрать одну из специальностей:
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Московские вузы, которые специализируются на подготовке педагогов:
• МГОУ — Московский государственный областной университет
• МГППУ — Московский городской психолого-педагогический университет
• МГПУ — Московский городской педагогический университет
• МПСУ — Московский психолого-социальный университет
• МПГУ — Московский педагогический государственный университет
• МГГЭУ — Московский государственный гуманитарно-экономический университет
• МГГУ Шолохова — Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

Читать еще:  Авокадо польза и вред для печени

3. Профильный вуз
Профессию учителя можно совместить с исследовательской работой. Если вы хотите иметь возможность преподавать не только в школе, но и в вузе, плюс заниматься наукой, то лучше поступить в профильный вуз. Преподавателем биологии или истории, иностранного языка или математики может стать исследователь в этой предметной области. Например, у выпускников НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МИСИС в дипломе указано, что они имеют право преподавать свой предмет.

Более подробную информацию о вузах и предметах, которые нужно сдавать, чтобы стать учителем-предметником, вы узнаете в разделе «Профессии»:
✔ Профессия педагог (в гуманитарных науках)
✔ Профессия педагог (в физико-математических науках)

Где работать учителю

✔ Муниципальные и частные школы
✔ Индивидуальная работа (репетиторство)
✔ Компании, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров
✔ Детские сады
✔ Учреждения дополнительного образования

Сколько получают учителя

Зарплата учителя складывается из нескольких частей: оклад, доплата за учебную нагрузку, категорию, стаж, классное руководство и проверку тетрадей. Зарплаты учителей государственных школ в Москве сильно отличаются от зарплат в регионах. На повышающий коэффициент имеют право преподаватели языков и молодые специалисты.

Диапазон зарплат:
✔ от 30 000 до 150 000 рублей (в частных школах)

Карьерные возможности

Может показаться, что карьерные возможности школьного педагога не такие широкие, как у сотрудника корпорации Google или Газпром. Но вертикальная карьера доступна и учителям. Если начинать с позиции учителя, то затем можно стать заместителем директора по определенному направлению, завучем по учебной работе, а затем дорасти до директора школы. Директора школ могут стать руководителями муниципального, регионального органа управления образованием, работником Минобрнауки, Министром образования региона и даже Министром образования РФ.

Если выйти за рамки школы, то учитель может заняться предпринимательством: открыть частную школу или образовательный центр, где будут оказывать услуги дополнительного образования, — учить языкам, робототехнике, 3D-моделированию и т.д.

Перспективы профессии

Востребованность и значимость профессии учителя никогда не снизится. Работа учителя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам. Тем не менее, стоит помнить, что высокооплачиваемый и востребованный — это не одно и то же.

Как приблизиться к профессии учителя

Хотите начать свой путь к профессии учителя? У вас много возможностей развиваться уже сейчас:
Прочтите знаковые для учителя книги: Я. Корчак «Как любить ребенка», А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». И продолжайте расширять свою педагогическую библиотеку.
Углубленно изучайте тот предмет, который вы хотите преподавать.
Подпишитесь на аккаунты педагогов в социальных сетях. Например, в Instagram: @sinie_zanaveski, @michaelbonner_, @thehungryteacher8th, @vikulova_ao
Посетите дни открытых дверей педагогических вузов: МГПУ, МГППУ, МПГУ и др.
Предложите помощь преподавателям младших классов во время уроков, проявляйте активность на дне самоуправления, попробуйте репетиторство для детей знакомых.

Профессия педагога и учителя уникальна тем, что ее можно попробовать, пока учишься в школе. Но прежде, чем идти в педагогику, постарайтесь взвесить все «за» и «против» других специальностей, потому что переход из любой специальности в педагогику проще, чем из педагогической специальности — в другую. Иначе говоря, учителем при желании вы можете стать в любой момент, а, например, инженером-конструктором после преподавания физики в школе стать гораздо труднее.

Если вы хотите менять жизнь школьников к лучшему и продолжить дело таких известных людей, как Альберт Эйнштейн, Ноам Хомский, Герберт Уэлс, Вильгельм Гумбольт и Мария Монтессори, то выбирайте профессию учителя.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Учитель — профессия творцов будущего

Учитель — профессия неоднозначная. Для одних карьера педагога является мечтой, другие считают эту работу сложной и неблагодарной. Адукар раскроет плюсы и минусы работы учителя, чтобы ты смог решить, подходит ли она тебе.

Впервые о роли учителя упомянул Конфуций в своих трудах. Древний мыслитель считал, что основная задача наставника — открывать новые знания ученику

Кто такой учитель?

На этой профессии держится наше общество. Учителя передают знания новым поколениям, воспитывают своих учеников и прививают им полезные качества. В силах этого специалиста открыть способности в человеке и направить его на путь совершенствования.

Читать еще:  Для чего полезна квашеная капуста для женщин

От учителей зависит благосостояние нации. Страны с высоким уровнем образования лучшие во всех сферах жизни. В мировом рейтинге уровня образования ООН (Education Index) Беларусь занимает 20-е место. Лидерство держит Австралия

Профессиональные качества

Работа учителя — это постоянное взаимодействие с людьми. Его деятельность связана с нервным напряжением, поэтому нужно быть в высшей мере стрессоустойчивым и терпеливым. Внимательность, доброта, тактичность, справедливость, гуманизм — характеристики идеального педагога. Замечательно для преподавателя обладать отличной памятью и способностью к самообучению.

Если интересуешься этой профессией, попробуй себя в ней уже со школы. В Беларуси с недавнего времени появились педагогические классы, выпускникам которых предоставляются льготы при поступлении в вуз

Профессиональные навыки

Учитель на высоком уровне разбирается в той области знаний, которую преподаёт. А ещё умеет доступно и интересно преподнести информацию ученикам. Педагог обладает и организаторскими навыками, так как его работа во многом связана с составлением планов, проведением мероприятий. Всему этому учат в вузах на педагогических специальностях.

Плюсы и минусы

Эта профессия будет востребована всегда и везде. Однако она считается довольно сложной и подойдёт далеко не каждому. Часто можно услышать мнение, что это скорее призвание. Иногда трудно понять, будешь ли ты хорошим учителем, пока не попробуешь себя в этом деле. Как и любой другой специалист, педагог сталкивается с негативом: документационной рутиной, нерадивыми учениками, невысокой зарплатой. Но в учительских буднях есть место светлым и вдохновляющим моментам, которые компенсируют неприятности. Общение с разными людьми, возможность делиться знаниями и опытом, простор для творчества и развития способностей — всё это позволяет учителю наслаждаться работой.

Где учиться

Флагманский педагогический вуз — БГПУ имени Максима Танка. Также во многих белорусских университетах есть подходящие специальности: БГУ, МГЛУ, БрГУ имени А. С. Пушкина, ГГУ имени Франциска Скорины, ГрГУ имени Янки Купалы, МГПУ имени И. П. Шамякина. Весь перечень смотри в каталоге вузов Адукара. Некоторые колледжи готовят учителей физкультуры, начальных классов, рисования и музыки.

Кстати, обладатели золотых и серебряных медалей за среднюю школу и дипломов о среднем специальном образовании с отличием могут поступить на педагогические специальности без экзаменов. Их перечень Министерство образования обновляет каждый год.

Где работать

У талантливого и инициативного педагога широкие возможности найти работу. Конечно, это может быть школа, гимназия или лицей. Квалифицированные специалисты нужны в образовательных центрах и различных институтах (например, РИКЗ), где разрабатываются учебные программы. При желании можно окончить магистратуру или аспирантуру и стать преподавателем вуза. Они часто работают в качестве учёных-методистов и составителей учебников. Репетиторство — тоже вариант. Часто амбициозные учителя совмещают свой педагогический опыт с современными областями знаний (такие как маркетинг, IT и т. д. ) и находят себя в преподавании взрослым.

Если понял, что профессия учителя для тебя, то вперёд. Ты имеешь все шансы стать отличным специалистом.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Telegram, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Как меняются профессиональные роли учителя?

На самом деле, за последние 100 лет больше всего изменились не технологии, а дети — и продолжают меняться с каждым десятилетием. Причиной тому скорость жизни, особенности социальной среды, активно идущий процесс глобализации. Современный ученик не так высоко ценит знания — ведь они доступны и открыты, стоит только зайти в Интернет. Да и знания теперь важны только если их можно как-то применить, извлечь пользу. Долго сидеть за книгой или думать над одной задачей современным школьникам очень трудно: они носители клипового мышления, воспринимают информацию короткими фрагментами, предпочитают получать сведения в виде живой картинки или понятной схемы.

Социологические исследования показывают, что в среднем российские школьники сейчас ориентированы на себя, на получение от учебы пользы и удовольствия — отсюда большая свобода поведения, критическое отношение к знаниям, которые предлагает школа. Большинство современных выпускников выражают уверенность, что знания, полученные в школе, им в жизни не пригодятся. К тому же, и нравственные идеалы у сегодняшних школьников совсем не те, что были у их родителей двадцать-тридцать лет назад: теперь их герой — это независимый, успешный, самостоятельный человек, способный обеспечить свое благосостояние. О героизме, чести и семейном уюте они вспоминают реже.

Читать еще:  Гранаты польза и вред при беременности

В связи с этим авторитет школы и учителя в глазах ученика стремительно падает, и ему не подняться, если не принять меры для его укрепления.

«Старая» и новая педагогика. Нам, сегодняшним педагогам, еще с нашей школьной скамьи известны свойства традиционной системы образования: монолог учителя в учебном процессе и как следствие — объективация ученика; требование от учащихся точно усваивать и поглощать знания, чаще всего в жестких рамках конкретной дисциплины; строго вертикальные отношения между учителем и учеником, которые выстраиваются вокруг идеи контроля.

К счастью, не только ученики, но и многие педагоги этой системой сыты по горло и готовы выйти на новый уровень взаимодействия. В первую очередь — вести полноценный диалог как с учениками, так и с их родителями, вовлекая их в учебный процесс. Затем — смотреть на учебный процесс шире, выходить за границы предметного знания, ценить не точность воспроизведения информации, а умение применять знания на практике, видеть различные алгоритмы решения проблемных ситуаций. Это и есть основные свойства новой педагогики. Наряду с ними можно выделить и такие черты:

обязательное использование современных цифровых инструментов и ресурсов внутри и вне школы;

акцент на знания, которые применимы в реальном мире;

формирование у учащихся навыков и компетенций учения (учим учиться), развитию способности управлять своим познанием;

менее иерархичные отношения между учеником и учителем, направленные на совместное исследование, открытие, поиск решений.

Новые роли учителя. Согласно сколковскому «Атласу новых профессий», учителей в нашем понимании скоро не будет. Зато появится «игропедагог» — то есть, учителю придется не столько стоять у доски и проверять тетради, сколько разрабатывать образовательные маршруты, геймифицировать образовательный процесс, делая его более увлекательным. Есть и другие роли, которые уже сейчас стоит осваивать педагогу, чтобы через несколько лет быть «на коне»:

Учитель — навигатор в мире информации, способный помочь в выборе наиболее достоверного источника, вычленить из бушующего потока информации самые ценные сведения и превратить их в личностные знания ученика.

Учитель — модератор учебной деятельности. Выбрать форму работы, помочь найти партнеров по проекту, поддерживать связь между учениками, родителями, а может быть и экспертами, если того потребует учебный процесс.

Учитель — организатор обучения, специалист по конструированию занятий, эффективный менеджер образовательного процесса.

Учитель — лидер, который рационально использует время, реально оценивает задачи, решает их и несет ответственность. Такой учитель заражает своей харизмой и обучает на личном примере, не заставляя при этом ученика подражать себе, а помогая ему раскрыть его собственный внутренний потенциал и характер.

Новые задачи. Естественно, с изменением роли, у педагога появится целый ряд новых профессиональных функций. Однако самые основные из них многим учителям давно знакомы — например, помогать ученику находить свои преимущества и слабые стороны, рассказывать про неизвестное, создавать образовательную среду, которая позволит ученикам раскрывать свой потенциал.

Содержание деятельности учителя тоже меняется: в ней большую роль начинает играть процесс планирования. Уже сейчас педагогам хорошо известно понятие планируемых образовательных результатов — на урок, на неделю, на семестр или учебный год. Главное — следите за тем, чтобы планируемые результаты были измеряемы и прозрачны.

Еще один актуальный вид деятельности для учителя — проектирование. Например, чтобы спроектировать любое учебное занятие, необходимо пройти три этапа: определить планируемые образовательные результаты, продумать учебные задачи, проблемные ситуации, в которые вы погрузитесь вместе со школьниками, и наконец — подобрать средства обучения. В их роли могут выступить любые ресурсы — мел и доска, или цифровая лаборатория, или кормушка за окном, или сайт научной организации, и т.д.

Наконец, у всех педагогов есть еще одна задача «на вырост»: найти возможность активно включиться в деятельность профессиональных обучающих сообществ — только не путать их с методическими объединениями! Задача профессиональных сообществ — организовать обмен опытом в междисциплинарной среде. В Китае, одном из государств — лидеров развития образования, уровень включенности в такие сообщества очень высок. Нам есть чему у них поучиться: по данным исследования ОЭСР, Россия по этому показателю оказалась на последнем месте.

Пожалуй, сейчас самое время наладить контакты и скооперироваться, чтобы вместе решить задачу освоения новой роли учителя в меняющемся мире.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector