Качества или свойства предметов которые делают их полезными желательными

Тема 15. Теоретические основы диагностики личности

Аналогично понятию «интеллект», личность является метанаучной категорией. Следствие лабораторной редукции – понятие «личностная черта», широко используемое в диагностике.

Черта – описательная переменная, фиксирующая интегральную, диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социального и личностного уровня регуляции. А.А.Бодалев и В.В.Столин выделяют три компонента черт: конституциональные, индивидные, личностные.

Согласно классификации А.Г.Шмелева, можно выделить три уровня черт: 1) Базовый макроуровень – глобальные, кросс-ситуационные формально-дианамические черты-свойства.

2) Мезоуровень – относительно обобщенные черты-навыки, относящиеся к широким классам ситуаций.

3) Микроуровень – локальные ситуационные черты-стратегии, задающие определенные сценарии поведения для конкретных ситуаций.

Существуют различные классификации методик диагностики личности.

I. По предмету диагностики И.Н.Носс выделяет:

1.Личностные и специальные опросники

1.1. Характерологические и клинические опросники.

MMPI, 16PF, опросник Шмишека, ПДО (Е.А.Личко), опросник самоотношения (В.В.Столин).

1.2. Мотивационные опросники.

Опросник потребности в достижении (Ю.М.Орлов), Методика диагностики ценностных ориентаций (М.Рокич), Мотивационный личностный опросник (В.Кулагин).

1.3. Эмоционально-волевые опросники.

Шкала проявления тревожности (MAS) (Ж.Тейлор).

Шкала реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л.Ханин)

1.4. Коммуникативные опросники.

КОС (В.В.Синявский, В.А.Федорошин)

Методика социально-психологической аттестации коллектива (Р.С.Немов).

Методика диагностики межличностных отношений (Лири).

3. Актуальные и ретроспективные интервью.

4. Биографические методики.

5.Описание собственного поведения в определенных ситуациях.

6.Герменевтические методики (клиническая беседа, физиогномическое наблюдение).

II. По способу конструирования.

1.По релевантности содержания (содержательные методики).

К данной группе относится первый личностный опросник – «Бланк личностных сведений» Вудвордса. Представляющий собой скорее стандартизованное психиатрическое интервью, в котором вопросы сформулированы в соответствии с симптомами. Современный вариант содержательных методик – Контрольный перечень симптомов – 90.

2. Эмпирические методики (привязка к эмпирическому критерию).

Метод заключается в отборе пунктов опросника, соответствующих некоторому эмпирическому критерию (критерию, наблюдаемому в поведении). Связь с критерием устанавливается на основе корреляционного анализа или методом контрастных групп.

Так, в MMPI утверждения, предложенные экспертами, предъявлялись как здоровым, так и больным людям. В итоговом варианте опросника оставлены только те пункты теста, которые достоверно дифференцировали эти две группы между собой. Утверждения объединялись в шкалы в соответствии с клинической группой, по которой шкалы валидизировались. То есть, в качестве критерия был использован соответствующий психиатрический диагноз.

3. Факторные методики (факторный анализ).

Факторный анализ используется для сокращения числа категорий, необходимых для объяснения поведенческих феноменов. Существуют два варианта проведения факторного анализа при разработке опросников. Возможен расчет корреляций между пунктами разных опросников (тест темперамента Гилфорда-Циммермана). Но более распространена «лексическая» традиция, начатая Р.Кеттеллом. В данном случае процедуре факторного анализа подвергается тезаурус личностных черт, в результате чего возможно выделить базовые, «подлинно первичные» черты личности.

В настоящее время общепринятой в факторном подходе к разработке опросников является Пятифакторная модель диагностики личности («Большая пятерка»). Авторы модели – П.Коста и Р.МакКрей. «Большая пятерка» представляет собой теоретическую рамку для изучения черт личности. Выявленные 5 факторов устойчиво выделяются в различных группах при исследовании лексики личностных черт и структуре опросников:

Нейротизм (эмоциональная устойчивость)

Открытость опыту (Интеллектуальная свобода)

Уживчивость (Согласие, дружелюбие)

4. Теории личности.

Разработка опросника на основании теорий личности комплексно включает в себя следующие этапы: 1. теоретический (формулировка пунктов в соответствии с теорией личности); 2. внутренняя согласованность (корреляция «пункт-шкала»); 3. внешний критериальный.

В качестве примера можно рассматривать Список личных предпочтений Эдвардса (основан на системе явных потребностей Мюррея), а также Форму для исследования личности Д.Н.Джексона (теория Г.Мюррея).

III. По числу измеряемых качеств.

IV. По диагностической направленности.

1. Опросники личностных черт (например, 16 PF) – группа личностных опросников, разработанных на основе выделения черт личности. Непосредственно наблюдаемые особенности поведения выступают в качестве исходного материала для их построения.

Теории черт – черты не связаны между собой. Поиск обобщенных черт (факторы 2-го порядка) приводит к пониманию детерминации психической жизни со стороны материального субстрата. Результат представлен в виде профиля личности или дискограммы.

2. Типологические опросники (например, ПДО, Майерс-Бриггс) – группа личностных опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт. Диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим (усредненным типом личности).

Теории типов – черты рассматриваются во взаимосвязи. Прогноз по одной черте зависит от значения по другой черте. Носитель «усредненного профиля черт» рассматривается как представитель «типа». На каждый тип существуют готовые рекомендации.

3. Опросники интересов (например, Бланк профессиональных интересов Э.Стронга; обозрение профессиональных интересов Г.Кюдера) – диагностика интересов индивидуума, как правило, в разных областях труда, а также к образовательным программам, что также связано с выбором профессии. Интересы – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности. Опросники интересов предполагают подробное знакомство с результатами теста, что способствует расширению сферы возможных профессиональных интересов.

4. Опросники мотивов (например, Список личностных предпочтений А.Эдвардса) – группа опросников, направленных на диагностику мотивационно-потребностной сферы личности. В отечественной психологии – мотив – осознанная потребность, предмет потребности, собственно потребность.

5. Опросники ценностей (например, методика Ценностных ориентаций Рокича, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) – группа опросников, предназначенная для измерения ценностей и ценностных ориентаций личности. «Ценности» рассматриваются как качества или свойства предметов, которые делают их полезными, желательными. Ценностные ориентации указывают на значимость для индивида предметов и явлений социальной действительности и составляет внутреннюю основу отношения человека к ценностям различного порядка (уровня).

6. Опросники установок (например, шкала Терстоуна) – группа опросников, предназначенных для измерения относительной ориентировки индивида в одномерном континууме установок. Под установкой понимают направленность индивида реагировать определенным образом на определенный класс стимулов.

V.По структуре тестовых данных

(Технологическая классификация А.Г.Шмелева).

1.Объектная структура данных, заимствованная у естественных наук.

Предполагается двумерная матрица данных. Человек рассматривается как объект – носитель набора одномерных свойств. Основная задача – поиск базового набора свойств, который мог бы предсказать поведение индивида. Индивидуальные оценки сравниваются со средними значениями в популяции. К данной группе относятся все традиционные психометрические методики.

2. Субъектная структура данных.

Предполагается трехмерная матрица тестовых данных. Каждый человек понимается как субъект, обладающий внутренним субъективным (двумерным) пространством. Система субъективных значений индивида – семантическое пространство – представляет собой модель индивидуального сознания. К данной группе относятся психосемантические методы исследования личности.

Читать еще:  Кофе и сосуды головного мозга польза и вред

Psinovo.ruсайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.

Опросники личностных ценностей

Методики, предназначенные для диагностики ценностей и ценностных ориентации, весьма различаются своей методологией, содержанием, конкретными целями, но они очень похожи на меры оценки интересов и установок. Некоторые опросники ценностей также частично совпадают с опросниками измерения других личностных свойств.

Опросники личностных ценностей

Опросники личностных ценностей

Начиная с 60-х гг. XX в. стал расти интерес к измерению ценностей и ценностных ориентации. В психологии под термином «ценности» понимаются качества или свойства предметов, которые делают их полезными, желательными или ценимыми. Ценность предмета для субъекта определяется его ролью в социальном взаимодействии.

Социальные ценности (предметы, явления, отношения) формируют центральные принципы, вокруг которых интегрируются индивидуальные и социальные цели. Классические примеры ценностей — свобода, справедливость, образование, любовь, дружба и т. д. Ценности связаны с выбором образа жизни и часто рассматриваются вместе с интересами, установками и предпочтениями. Понятие же «ценностные ориентации» выражает положительную или отрицательную значимость для индивида предметов и явлений социальной действительности и составляет внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка.

Методики, предназначенные для диагностики ценностей и ценностных ориентации, весьма различаются своей методологией, содержанием, конкретными целями, но они очень похожи на меры оценки интересов и установок. Некоторые опросники ценностей также частично совпадают с опросниками измерения других личностных свойств.

Примером методики этого класса является Методика ценностных ориентации М. Рокича (Rokeach Value Survey — RVS), достаточно широко используемая в отечественной психодиагностической практике. Ее адаптация для отечественной выборки взрослых была выполнена А. Г. Гоштаутасом, Н. А. Семеновым и В. А. Ядовым. Автор методики различает два класса ценностей:

— терминальные ценности — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

— инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному в отечественной психологии делению на ценности-цели и ценности-средства.

Испытуемому в диагностической процедуре предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках ценностей испытуемый должен присвоить каждой ценности ранговый номер, а карточки разложить по порядку значимости ценностей. Вторая форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале испытуемому предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция требует от испытуемого разложить карточки ценностей по порядку значимости для него тех принципов, которыми он руководствуется в своей жизни. Примеры терминальных ценностей (список А): активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства и др. Примеры инструментальных ценностей (список Б): аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность и др.

К достоинству этой методики можно отнести ее универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость в ее использовании. Существенным недостатком методики является влияние социальной желательности, возможность неискренности ответов испытуемого. Поэтому особую роль в использовании методики играет мотивация испытуемого, добровольный характер его участия в обследовании и наличие контакта между диагностом и испытуемым. Все это предъявляет особые требования к профессиональной компетентности психолога-диагноста.

В отечественной практике используется модифицированный вариант методики Рокича, предложенный Б. С. Кругловым и предназначенный для диагностики учащихся старших классов. В нем сокращены списки ценностей (16 вместо 18), а вместо их ранжирования испытуемые должны оценить каждую ценность по 5-балльной шкале (от 1 до 5). Этот вариант методики позволяет не только выявить иерархию ценностей, но и оценить степень сформированности психологического механизма дифференциации. Под последним понимается способность индивида выделить из множества неопределенных явлений те, которые представляют для него определенную ценность, и превратить их в определенную структуру в зависимости от близких и дальних целей своей жизни и возможностей их достижения.

Еще одна методика рассматриваемой группы, широко используемая в отечественной практике и исследованиях, — Тест смысложизненных ориентации (СЖО). Она является адаптацией аналогичной методики «Цель в жизни» (Purpose in Life Test) Дж. Крамбо и Л. Махолика, которая выполнена в МГУ Д. А. Леонтьевым.

Оригинальная методика, разработанная на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла, состояла из трех частей (А, В, С). Первая из них (А) была взята за основу СЖО. В этом опроснике испытуемым предлагается 20 пар противоположных утверждений, в каждой следует выбрать одно и отметить одной из цифр 1, 2, 3 в зависимости от уверенности в своем выборе. Оценка 0 используется в том случае, если ни одно из утверждений испытуемый не может предпочесть.

Результаты обрабатываются по 5 шкалам. Шкала 1 (Цели) характеризует наличие или отсутствие у испытуемого целей жизни в будущем, шкала 2 (Процесс) отражает интерес и эмоциональную насыщенность самого процесса жизни; шкала 3 (Результат) показывает удовлетворенность прожитой частью жизни; шкала 4 (ЛК-Я) отражает уверенность испытуемого в своих способностях контролировать собственную жизнь; шкала 5 (ЛК-жизнь) характеризует убежденность испытуемого в возможностях человека управлять жизнью. Психометрические характеристики СЖО получены на выборке студентов.

Качества или свойства предметов которые делают их полезными желательными

1148.03.01;СЛ.02;1

Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы — Слайдлекция по модулю

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1148.03.01;СЛ.03;1

Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы — Слайдлекция по модулю

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1148.03.01;Т-Т.01;1

Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы — Тест-тренинг

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1148.Зач.01;ТБПД.01;1

Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы — Тестовая база по дисциплине

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1148.Экз.01;ТБПД.01;1

Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы — Тестовая база по дисциплине

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.01.01;LS.01;1

Социальная педагогика (курс 1) — Логическая схема 2

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.01.01;ГТ.01;1

Социальная педагогика (магистр) — Глоссарный тренинг

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.01.01;МТ.01;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Модульный тест

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.01.01;СЛ.01;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Слайдлекция по модулю

Читать еще:  Айва японская польза и вред как есть

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.01.01;СЛ.02;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Слайдлекция по модулю

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.01.01;СЛ.03;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Слайдлекция по модулю

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.02.01;LS.01;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Логическая схема 2

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.02.01;ГТ.01;1

Социальная педагогика (курс 1) — Глоссарный тренинг

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.02.01;МТ.01;1

Социальная педагогика (магистр) — Модульный тест

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.02.01;СЛ.02;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Слайдлекция по модулю

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.02.01;СЛ.03;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Слайдлекция по модулю

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.02.01;СЛ.05;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Слайдлекция по модулю

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.02.01;СЛ.06;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Слайдлекция по модулю

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.02.01;Т-Т.01;1

Социальная педагогика (курс 1) — Тест-тренинг

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.03.01;LS.01;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Логическая схема 2

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.03.01;ГТ.01;1

Социальная педагогика (магистр) — Глоссарный тренинг

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.03.01;МТ.01;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Модульный тест

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.03.01;СЛ.01;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Слайдлекция по модулю

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.03.01;СЛ.02;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Слайдлекция по модулю

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.03.01;СЛ.03;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Слайдлекция по модулю

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.03.01;СЛ.04;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Слайдлекция по модулю

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.03.01;СЛ.05;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Слайдлекция по модулю

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.03.01;СЛ.06;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Слайдлекция по модулю

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.03.01;Т-Т.01;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Тест-тренинг

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

1149.Зач.01;ТБПД.01;1

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) — Тестовая база по дисциплине

Скачать бесплатно Отправить на e-mail

Качества или свойства предметов которые делают их полезными желательными

Многозначность мотивационных проявлений определила и многообразие различных методик, используемых для их психологической диагностики. Среди этих разнообразных методик важное место принадлежит личностным опросникам для измерения мотивов.

В таких опросниках испытуемые должны отвечать на вербальные стимулы (слова), в качестве которых выступают утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик,!

прямо не соответствующих мотивам, но эмпирически с ними связанных. Основная проблема измерения мотивации с помощью опросников связана со снижением правильности ответов испытуемого из-за действия фактора социальной желательности или защитной мотивации.

Ниже рассмотрены некоторые популярные опросники, используемые для диагностики различных сторон мотивации.

Список личностных предпочтений А. Эдвардса (Edwards Personal Preference Schedule) является опросником, который измеряет силу потребностей, заимствованных из перечня, предложенного Г. Мюрреем к ТАТу [ 10, т. 2]. Этот перечень был сокращен до 15 и включал следующие потребности: в достижении, уважении, порядке, проявлении себя, автономии, содействии, внутреннем анализе, помощи, лидерстве, унижении, заботе, изменении, терпении, индивиде другого пола, агрессивности. Для каждой из 15 шкал опросника были выделены индикаторы потребностей, которые формулируются в виде утверждений (всего 210 пар утверждений).

Опросник построен на основе вынужденного выбора одного из пары утверждений. Итоговый индекс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня. А. Эдварде использовал метод вынужденного выбора для того, чтобы уменьшить влияние фактора социальной желательности [115]. Показатели каждой из шкал оцениваются как в процентилях, так и в нормах по Т-оцен-кам. Эти нормы были установлены на выборке студентов (1500 чел.) и взрослых (около 10000 чел.). Показатели надежности удовлетворительны, а в отношении валидности данные противоречивы, что объясняют спецификой опросника, оценивающего силу каждой потребности не в абсолютных единицах, а относительно силы других потребностей индивида. При таком оценивании нормативная выборка не может служить точкой отсчета.

Опросник для измерения мотивации достижения (Resultant Achievement Motivation Test — RAM) А.. Мехрабиана [131] имеет две формы: для мужчин и для женщин. Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе его пунктов учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональная реакция на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости-независимости в межличностных отношениях. Пункты опросника построены в форме сравнительных утверждений, поэтому выявляют результирующую тенденцию мотивации достижения, образуемую как разницу в проявлениях мотивов стремления к успеху и избегания неудачи. Высокие показатели означают тенденцию достижения, а низкие — тенденцию избегания.

При конструировании опросника был использован метод факторного анализа, и в окончательном варианте обе шкалы содержат по 26 пунктов. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто используется при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения. Психометрические показатели опросника оцениваются как удовлетворительные.

Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению того же автора. Под аффиляцией здесь понимается определенный класс социальных взаимодействий, имеющих как повседневный, так и фундаментальный характер: завязывание и поддержание отношений с другими людьми, преследующими разные цели (как произвести впечатление, как властвовать над другими, как получать и оказывать помощь и др.). Эта методика измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию (у автора это стремление называется аффилятивной тенденцией) и страх отвержения (чувствительность к отвержению). Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая — 24. Шкалы, по мнению автора, оценивают в первом случае общие ожидания человека о позитивном исходе при установлении межличностного контакта, а во втором случае — негативные ожидания соответственно.

Читать еще:  Клюква в сахаре вред и польза

Русскоязычные варианты обоих опросников А. Мехрабиана разработаны в МГУ М. Ш.

§ 4. Личностные опросники интересов Под интересами в психологии понимается форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению индивида с новыми фактами, более глубокому и полному отражению действительности.

Измерение интересов началось с относительно узких и весьма конкретных задач изучения личности. Первые опросники интересов были ориентированы, главным образом, на предсказание, возьмется ли индивид за какую-либо конкретную работу или откажется от нее. Сравнительное исследование отдельных различающихся своим поведением групп испытуемых выявило значительное несоответствие между профессиональными интересами и другими аспектами личности.

С первых обращений к измерению интересов исследователи обратили внимание на то, что ответы индивида на прямые вопросы об его интересах оказываются чаще всего ненадежным методом их выявления и оценки. Анализ результатов применения этого прямого метода позволил сделать два важных вывода:

1) большинство людей имеет ограниченную информацию о различных видах деятельности и поэтому не в состоянии судить о том, понравится ли им предлагаемое в прямом опроснике занятие;

2) индивид редко глубоко осознает свои интересы в различных областях деятельности.

Это его неведение существует до тех пор, пока он не получит возможность попробовать себя в том или другом виде деятельности. Может оказаться, что эта возможность наступила так поздно, что из нее уже нельзя извлечь позитивный вывод. Рассмотрим некоторые наиболее интересные опросники интересов.

За рубежом широко распространены опросники интересов Ф. Кьюдера. Первый из них — Протокол профессиональных предпочтений Кьюдера (KuderPreference Record-Vocational) состоит из пунктов, требующих вынужденного выбора из трех занятий тем, которые нравятся испытуемому больше всего или меньше всего [10, т. 2]. Показатели отражают интересы не к конкретным профессиям, а к 10 широким областям деятельности. Это работа на открытом воздухе, работа с машинами и механизмами, вычисления и расчеты, научная работа, изобразительное искусство, литература, музыка, сфера социальных услуг, канцелярская работа, просветительская деятельность.

В результате переработки и расширения возрастного диапазона появилось Обозрение общих интересов Кьюдера (Kuder General Interest Survey), предназначенное для учащихся VI—XII классов.

Еще более поздний вариант — Обозрение профессиональных интересов Кьюдера (Kuder Occupational Interest Survey) — дает показатели интересов к конкретным профессиям ( профессий и специализаций и 40 специализаций в колледжах). Эти показатели выражены в виде корреляций между паттернами интересов испытуемого и паттернами интересов профессиональных групп. Наряду с этим можно получить и показатели интереса к 10 широким, однородным группам профессий (как в Протоколе).

Описанные опросники интересов в нашей стране не используются. В отечественной практике в целях профориентации широко применяются Таблица для ориентировочного определения предпочтительного типа будущей специальности Е. А. Климова и Ориентировочно-диагностическая анкета интересов С. Я. Карпиловской (ОДАнИ). Первый из названных опросников разработан на основе типологии профессий по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира. Выделены пять типов профессий: человекприрода, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человекчеловек. В пунктах таблицы отражены занятия, соответствующие этим профессиям, а также успешность этих занятий по оценкам самого индивида и окружающих. Показатели дают оценку выраженности интересов к каждому из пяти типов профессий.

В ОДАнИ включены вопросы, соответствующие 15 группам интересов к разным областям знаний и деятельности, с которыми учащийся мог познакомиться в школе и в повседневной жизни. Среди них физика, математика, биология, искусство, педагогика, сфера бытового обслуживания и др. Опросник позволяет не только оценить сравнительную выраженность интересов, но и установить уровень и глубину интересов.

§ 5. Опросники личностных ценностей Начиная с 60-х гг. XX в. стал расти интерес к измерению ценностей и ценностных ориентации. В психологии под термином «ценности» понимаются качества или свойства предметов, которые делают их полезными, желательными или ценимыми. Ценность предмета для субъекта определяется его ролью в социальном взаимодействии. Социальные ценности (предметы, явления, отношения) формируют центральные принципы, вокруг которых интегрируются индивидуальные и социальные цели. Классические примеры ценностей — свобода, справедливость, образование, любовь, дружба и т. д. Ценности связаны с выбором образа жизни и часто рассматриваются вместе с интересами, установками и предпочтениями. Понятие же «ценностные ориентации» выражает положительную или отрицательную значимость для индивида предметов и явлений социальной действительности и составляет внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка.

Методики, предназначенные для диагностики ценностей и ценностных ориентации, весьма различаются своей методологией, содержанием, конкретными целями, но они очень похожи на меры оценки интересов и установок. Некоторые опросники ценностей также частично совпадают с опросниками измерения других личностных свойств.

Примером методики этого класса является Методика ценностных ориентации М. Рокича (Rokeach Value Survey — RVS), достаточно широко используемая в отечественной психодиагностической практике [39]. Ее адаптация для отечественной выборки взрослых была выполнена А. Г. Гоштаутасом, Н. А. Семеновым и В. А. Ядовым. Автор методики различает два класса ценностей:

терминальные ценности — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному в отечественной психологии делению на ценности-цели и ценности-средства.

Испытуемому в диагностической процедуре предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках ценностей испытуемый должен присвоить каждой ценности ранговый номер, а карточки разложить по порядку значимости ценностей.

Вторая форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале испытуемому предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция требует от испытуемого разложить карточки ценностей по порядку значимости для него тех принципов, которыми он руководствуется в своей жизни. Примеры терминальных ценностей (список А): активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства и др. Примеры инструментальных ценностей (список Б): аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность и др.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector